6LfsjyETAAAAAH9bfuTCBTVzZcKd258i1wMnY5LK

Движение
Третий Луч

+7 903 762 8810

+7 985 799 3300

ЧАС БЫКА

Час Быка — самое темное время суток в Восточной мифологии, время глубокой ночи с 1-го часа до 3-х, самое страшное время, когда властвуют и проявляются демоны зла и смерти. По ци-гуну — это время соответствует энергиям ян, символизирующим смерть. В некоторых источниках в значении часа Быка указывается время перед рассветом с 3-х до 5-ти и характеризуется обострением человеческих негативных переживаний таких как страх, тоска, депрессия и т.п.
У советского писателя Ивана Ефремова есть одноименный роман «Час Быка», эпиграфом к которому выбрана цитата из китайско-русского словаря епископа Иннокентия: «Ди пхи юй чхоу -Земля рождена в час Быка (иначе Демона, два часа ночи)». «Было самое глухое время – «час Быка (2 часа ночи) — власти злых духов и черного шаманства, по старинным монгольским суевериям» (И. Ефремов).
Жизнь и творчество Ивана Антоновича Ефремова (22.04.1908 — 04.10.1972) были незаслуженно забыты на многие годы. А ведь когда-то он был самым известным писателем-фантастом советского времени. Многие читали его повести и романы о прошлом и будущем как «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Таис Афинская», «На краю Ойкумены» и т.д.
Он обладал великолепной научной интуицией. Ефремов вполне мог соперничать с Жюлем Верном и Артуром Кларком по количеству им предсказанных и сбывшихся открытий.
В его фантастических и приключенческих рассказах описывались явления природы, на основании которых были сделаны научные открытия такие как голограмма, даны указания на территории и места с полезными ископаемыми, где впоследствии действительно были открыты месторождения ртутной руды, открыта кимберлитовая трубка всего в 300-х километрах от указанного им в рассказе «Алмазная труба».
В основу его рассказов легли события и открытия из геологических экспедиций, в которых он участвовал. Он разработал новую область знаний – тафономию — учение о закономерности сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. По сути, это гибрид двух наук, которым Иван Антонович посвятил всю жизнь: палеонтологии и геологии. В пустыне Гоби его экспедиция принесла богатейший материал — несколько вагонов костей доисторических динозавров. Интересно, что за несколько месяцев до этого там работала экспедиция из Америки и ничего не нашла. Сейчас в американских учебниках и справочниках по палеонтологии Ефремова называют «отцом» современной палеонтологии, соединившим геологические и палеонтологические данные в единую науку.
За Ефремовым всегда шли люди, потому что считалось, что где Ефремов, там всегда победа. В его присутствии утихали все споры и скандалы. Он находил подход и общий язык и с самыми авторитетными людьми, и с самыми низшими слоями общества, например, с преступниками-рецидивистами, которых ему дали в охрану партии золота в одной из Сибирских экспедиций. Ефремов первый спустился в подземные лабиринты Аркаима для их исследования и описания. Им были закрыты почти все «белые пятна» на территории Советского Союза. При этом его нельзя назвать бездумным авантюристом. Все свои действия Ефремов просчитывал практически и выверял интуицией.
В одной из экспедиций он подхватил какую-то азиатскую лихорадку, которая в последствии каждые 5 лет вызывала у него приступы и многонедельную температуру 40 градусов. Из -за этой болезни Ефремов больше не участвовал в экспедициях, и на войну его из-за этого не взяли. Он продолжал работать в Палеонтологическом музее в Москве.
Именно тогда он начал писать свои первые рассказы о необыкновенном, в которых сочетается научная фантастика и приключения.
В юности мы зачитывались произведениями И. Ефремова и, хотя, сейчас многое выглядит наивно, но в своё время это давало новый импульс познанию, выводило за рамки обыденности и способствовало развитию личности в позитивном ключе.
На материале Древнего Египта и Древней Греции, он ставит перед читателями вопросы морально-этического характера, трактуя с гуманистических позиций проблемы власти и общества, войны и мира, науки и религии.
Ефремов всегда считал важным соединение духа и материи и считал, что одно без другого не существует. Женскую красоту он считал главным проявлением духа в форме. («Лезвие бритвы» и «Таис Афинская»).
Роман «Туманность Андромеды» стал наиболее глубоким и значимым произведением советской фантастики. Утопическое описание коммунистического общества в будущем потрясло воображение читателей.
В антиутопии «Час Быка» Ефремов во многом предсказал современное общество потребления. В КГБ роман сочли антисоветским и не издавали в течение 18 лет. В романе Ефремов показывает две ветви развития общества – просветленное прогрессивное общество, выбравшее путь духовного развития и прошедшее все препятствия и испытания Возрождения и Преображения (будущие Земляне) и человечество, избравшее путь олигархического режима тоталитарного типа (потомки колонистов с Земли, жители планеты Торманс). Жизнь людей на Тормансе Ефремов называет инферно. Точнее ноосфера Торманса — это инферно.
В книге «Час Быка» обозначено 7 главных идей:
1). Учение об инфернальности. Инферно для души — это первобытные инстинкты, в плену которых человек держит сам себя, думая, что сохраняет индивидуальность.
2). Учение об общественном устройстве. Ефремов нещадно критиковал и капитализм, и «муравьиный лжесоциализм». Оба пути он считал неверными для человечества, называя Россию первой страной, которая пошла по «срединному» пути, минуя эти две крайности.
3). Истоки радости и счастья. По словам Ефремова, помощь другим людям — неисчерпаемый источник радости. Понимание людей и помощь им не требуют особого таланта, поэтому это — путь большинства людей.
4). Важность самодисциплины и воспитания. Ключ к построению общества высшего типа — в повышении самоконтроля, дисциплины, расширении знания и стремлении к красоте внешней и внутренней.
5). Критика науки. Наука не всесильна и не может дать нам всю информацию о существующем мире.
«Ученые, пытаясь заменить человека машиной, впали в опасную ошибку и распространили в ноосфере однобокое линейно-логическое мышление, принимаемое за сущность разума».
6). Идеи о ноосфере и коллективном разуме Земли. Ефремов развил учение Вернадского о ноосфере и всячески подчеркивал необходимость «чистки» ноосферы, освобождения от негативных, злых образов. Также в романе промелькнула мысль, о «коллективном разуме Земли», которому под силу решить многие проблемы людей.
7). Учение о способах выхода из инферно. Ефремов предложил трехступенчатый путь, направленный на изменение сложившейся в обществе пирамиды. Через развитие искусства — к появлению стильных, психологически стойких людей, способных на построение нового, высшего общества.
«Если уж находишься в инферно, сознавая его и невозможность выхода для отдельного человека из-за длительности процесса, то это имеет смысл лишь для того, чтобы помогать его уничтожить, следовательно, помогая другим, делая добро, создавая прекрасное, распространяя знание, иначе, какой смысл в жизни?»
Или вот еще, ну очень нам знакомое и близкое: «Для выхода из инферно важна не вера, а мера»!
Мера — центральная точка между двумя крайними положениями. То есть достижение положения чистого качества – залог гарантированного выхода из инферно, или как сейчас говорят, матрицы.
Сейчас личность и творчество И.А. Ефремова снова обсуждается в интернете и культурных сообществах, о нем рассказывают люди, исследующие его жизнь и творчество. Его именем названы улицы, открыты мемориальные памятники в местах, где он работал и совершал свои открытия. Блогеры активно используют термин «Час Быка» рассуждая, ища ответы и пути выхода из ситуации, которую диктует нам время. Час Быка – это роман не для всех. Это для думающих людей будущего. Ведь самая темная ночь всегда перед рассветом!

Кузнецова Альбина


Количество читателей статьи:
"ЧАС БЫКА" Комментариев нет


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *