6LfsjyETAAAAAH9bfuTCBTVzZcKd258i1wMnY5LK

Движение
Третий Луч

+7 903 762 8810

+7 985 799 3300

19.12.19. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СВЕТ В СУМРАКЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА

В четверг состоялась встреча Клуба «Третий Луч», завершающая наши собрания в 2019 учебном году. Выставка Василия Дмитриевича Поленова в Москве показала не только непререкаемое великолепие художественного дарования Поленова, но и его талант служителя, где присутствие истинного смирения просвечивает сквозь глубинное чувствование христианства. Это видно и в его семье и обычных его заботах повседневности. Эти картины излучают радость. Когда ходишь по залам выставки, то складывается впечатление, что они светятся серебряной аурой. А цикл «об Иисусе» повествует о вере, глубокой любви к человеку, наделенному и своими талантами, и переживаниями, и способностью радоваться жизни. И это не смотря на все тяготы и лишения. В них звучит нота истинного смирения, красоты и духовной наполненности. И как человек, переживший ураган революций, Поленов показал примером своей жизни, что в условиях диктатуры можно творить и любить жизнь такой, какая она есть и не прятаться от нее. Благодаря его внутренней благости, его семье удалось сохранить и донести до нашего поколения все творческое наследие. Подобным примером следования своему пути служит замечательный художник эпохи Возрождения Эль Греко, картины которого наиболее точно отражают легенды древнегреческого эпоса. И он не раз предлагал Папе переписать «Сикстинскую капеллу» Микеланджело в Риме. Не просто складывалась жизнь художника. Приходилось и переживать судебные тяжбы, и отсутствие денежных средств на проживание. Эль Греко пришлось долгое время работать вдали от того места, где ему хотелось бы проживать. Судьба привела его в Испанию, которая в то время была центром горящих костров инквизиции. Но здесь были созданы произведения, посвященных христианству, где тонко звучит нота «православия», что естественно, поскольку он изучал наследие греческой культуры на Крите. Но если смотреть глубже, он тем самым стремился соединить в своих произведениях две ветви одной религии, показывая в своих картинах единый корень учения «Нового завета». И, тем самым, художник становится свободным от церковной борьбы и религиозных противоречий. Он не подвержен гонениям, пыткам, кострам инквизиции, как и Поленов не преследовался жестким давлениям пролетарского правительства, когда организовывал выставки своих картин.
Есть иной пример служителя францисканского ордена Диего де Ланда. Когда отсутствует смирение, а, как известно, «свято место пусто не бывает», и его очень быстро заполняет такая болезнь, как фанатизм. И служитель, призванный быть «водителем людей» сваливается в пропасть «беззакония, властолюбия и своеволия». Своими действиями в Юкатане (Мексика) он успешно уничтожал культурное наследие народов майя, в том числе подверг уничтожению тысяч людей, но был позднее подвергнут суду, хотя по тем законам его оправдали. Однако, закон совести его не оправдал, он скончался в 55 лет, а для человека — это период времени плодотворной отдачи познанного, накопленного и осмысленного опыта и глубокого переосмысления самой жизни. А для окружающих людей и, тем более, для павшего служителя, насаждавшего мракобесие — это трагедия и невосполнимая утрата.
Комментарий Игоря Клингера

На этой встрече через историю двух художников — Василия Дмитриевича Поленова и Эль Греко мы осмысляли очень важный вопрос — как суметь сделать дело, не потерять душу и не изменить себе. Всем известно, в какие трудные времена жили наши герои — в России — это революция, в Испании — инквизиция. Они рисковали не просто какими-то финансовыми или статусными потерями, но своими жизнями. Однако при этом каждый сумел пронести свет по жизни и реализовать внутреннюю задачу. Основой их успеха стал труд и умение действовать в предложенных жизнью обстоятельствах. Несомненно, как люди умные и совестливые, они имели свою позицию по отношению к насилию, несправедливости и ужасам, которые происходили вокруг. Но у них хватило здравого смысла не бороться с этой темной стихией, а продолжать созидать. То есть держали то состояние, которое позволяет смягчить давление эгрегора, не вызывать его прямых ударов. Поэтому Поленов, например, в советское время смог сохранить свою усадьбу, выставлять картины на религиозные темы в Америке и даже получить звание народного художника РСФСР в 1926 году. При этом не написав портретов вождей или эпических полотен, посвященных трудовым будням новой России.
Иная судьба постигла основную часть творческих людей Серебряного века. Многим пришлось уехать, и следствием этого стала потеря своих корней, невозможность быть востребованными. Или изменить себе — Маяковский, Блок и трагично покинуть этот мир. Говорим об этом не с осуждением, но с сочувствием.
Необходимо осмысливать и учитывать этот опыт, он показывает, как важно не вступать в борьбу со всем миром. Дай Бог чувствовать свою «линию жизни» и следовать ей, несмотря ни на что.
Комментарий Ольги Владимировны Лазаревой

В четверг, в 19.00


Количество читателей статьи:
"19.12.19. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СВЕТ В СУМРАКЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА" Комментариев нет


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *