6LfsjyETAAAAAH9bfuTCBTVzZcKd258i1wMnY5LK

Движение
Третий Луч

+7 903 762 8810

+7 985 799 3300

30.03.17 КЛУБ «ТРЕТИЙ ЛУЧ». ЛЮБОВЬ. МИСТИКА. ТВОРЧЕСТВО

Наша встреча на Клубе была посвящена теме «Любовь. Мистика. Творчество». С этой точки зрения мы рассмотрели судьбу Михаила Афанасьевича Булгакова и затронули роман «Мастер и Маргарита».

Что можно понять о любви, слушая о жизни самого Михаила Афанасьевича? Что любил он в большей степени самого себя. Никак иначе не объяснить тот факт, что он дважды заставил свою первую жену Татьяну Лаппу сделать аборт, а затем ушёл от неё к Любови Белозерской, второй жене. А от Белозерской к Шиловской Елене Сергеевне. Любил ли он хоть кого-то из этих женщин? Может ли любящий человек топтать того, кого он любит, если мы говорим об истинной, дающей, милосердной любви?
Но всё же в сердце Михаила Афанасьевича Татьяна заняла свою нишу, и её образ был с ним вплоть до самой смерти, когда Булгаков просил у третьей жены, Елены Шиловской: «Найди Тасю, я хочу с ней попрощаться!».

Была ли любовь между главными героями романа «Мастер и Маргарита», вопрос для меня открытый и тема для последующего разговора.
Мистика? Что ж, мистики в романе достаточно. Мистики, которую так и хочется назвать чертовщиной. Мы со всех сторон увидели дьявола и дьявольскую сущность, но была ли сила ей в противовес?
Сам Михаил Афанасьевич приводит нам образ Иешуа Га-Ноцри, который, как блаженный, ходит с улыбкой на устах и всех называет добрыми людьми, вопреки побоям. Стал бы Христос называть добрыми людьми тех, кто связал, а затем распял его? Хороший вопрос. Любил ли он людей? Несомненно. Считал ли их «добрыми»? Вряд ли. Это было бы неправдой. Да, в глубине души мы все дети Божьи. Но пройдя через карму, воспитание, общественные ценности, человек забывает о своей сущности. Христос любил людей как есть, целиком, не закрывая глаза ни на их Божественное происхождение, ни на их животное состояние сознания.

Творчества в жизни Михаила Афанасьевича было много, литературное наследие его велико и разнообразно. Но это творчество было «свыше», или всё же несло в себе горизонтальные энергии?
Дьяволом был назван самый красивый, самый способный, самый талантливый ангел, который решил, что все эти качества делают его выше других, выше самого Создателя. С тех пор каждый из нас несёт в себе печать дьяволизма, называемую гордыней. И чем выше талант, способности человека, тем ниже он рискует упасть. Михаил Афанасьевич провалился с треском в эту яму. И чем привлекательнее в его произведении всезнающий, всемогущий Воланд, тем больше Михаил Афанасьевич забывал, что истина не в способностях, не в таланте, не в его непомерно раздутом эго. Истина в любви, о чём не уставал повторять Христос, но забыл сказать Иешуа. В тихой, огромной, необъятной любви, не зацикливающейся на одном человеке, не исключающей остальной мир и не бегущей от людей к покою через сатану.

Нужен ли этот роман, со всей его чертовщиной? Несомненно. Как гений, Булгаков сатирично и мастерски рассказал нам о жизни Москвы 30-40 годов, об исчезающих людях, доносах, «жилищном вопросе», испортившем людей спустя две тысячи лет. Удивительно, с какой лёгкостью читаются московские главы, и как становится жутко, когда задумываешься над деталями, к примеру над тем, куда пропали все предыдущие жильцы «нехорошей квартиры».

Для чего же был написан, выстрадан этот роман? Михаил Афанасьевич перед смертью сам ответил на этот вопрос: «Чтобы помнили… чтобы помнили».

Анна Антипова

Прошла первая, в этом году, встреча единомышленников в Клубе «Третий Луч». Обсуждение лишь коснулось необъятной темы: «Любовь. Мистика. Творчество». Как всегда наши нетрадиционные исследования позволяют заглянуть за грань общепринятых стереотипов в восприятии характера личностей. Исследования касаются чаще всего людей знаменитых, проявивших себя в научной, культурной или государственно-социальной сфере жизни нашего сообщества. И порой наши выводы резко отличаются от привычно восторженных или, наоборот, негативных оценок персонажей, занесенных в исторические анналы на основе только внешних, формальных признаков без глубокого исследования граней души человека, раскрытия человечности его характера и формирования пути призвания с точки зрения психологической аберрации души, путем анализа поступков повседневности, а в критические моменты жизни человека – фактором раскрытия полноты его сознания. В этот раз обсуждаемым персонажем стал знаменитый писатель, драматург, театральный режиссер и актер Михаил Булгаков. Личность сложная, не однозначная и, скорее, трагическая, известная большинству людей по романам «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Собачье сердце», «Морфий», «Бег» и др. То, что нас интересовало здесь, так это ступень компромисса, тот шаг, тот момент, на чем происходит подмена, незаметный отход от истинной реальности, способной погубить человеческую душу, так откровенно проявившей себя в романе «Мастер и Маргарита» на стадии раскрытия образа Иешуа – Иисуса из Назарета. Кто же это? Христос или его пародия – снисходительная усмешка Воланда, профессора черной магии, а может благодетеля, как и Сталин для народов СССР? Родился будущий писатель в благополучной многодетной семье профессора — богослова. Получил благопристойное воспитание, выучился на врача и работал во время 1-й мировой войны в качестве доктора. Позднее стал признанным писателем, режиссером и слава Богу «не был сослан или расстрелян», как многие его соотечественники в период 20-30-х годов прошлого столетия и умер своей смертью, прожив недолгую жизнь в 48 лет. Его первый брак случился в молодом возрасте, по обоюдной влюбленности. Женой стала Татьяна Лаппа, хорошо воспитанная девушка из благопристойной семьи. Однако, в беседе с матерью Булгакова о Мише, был намек на его эгоизм и самовлюбленность, впоследствии оправдывающим его неблаговидные, откровенно негативные поступки по отношению к Татьяне. Первый и второй аборты привели к тому, что Татьяна не смогла более иметь детей. Безусловно, Татьяна сама позволила такое отношение к себе, решив посвятить себя служению таланту мужа, отказавшись от самореализации, но ею двигало чувство любви. Потом употребление Михаилом наркотиков, которые вели его личность к деградации и вседозволенности. Но именно Лаппа и спасала его от наркотиков. Хотя он пытался даже силой приобщить к наркотикам и ее. Именно Лаппа спасала его от тифа в годы 1-й мировой войны. Именно она принимала активное участие в становлении его таланта, как писателя и драматурга, часто голодая и жертвуя собой, даже несмотря на то, что Булгаков предпочел ее новой жене, Любови Белозерской. Роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал на протяжении 14 лет, сам будучи мистиком и образованным библеистом. Первую рукопись автор сжег, опасаясь цензуры, пошел на сделку с совестью, многократно упрощая и выхолащивая образ Иисуса — Иешуа, по сути превращая его в полусумасшедшего на фоне могущественных деяний и способностей Воланда. И получилась трагедия, подмена истинного образа Иисуса, а роман стал сатирической пародией на Христа, в духе СССР, на руку антирелигиозному воспитанию нового поколения страны. Конечно, с высот современности не сложно обозревать недавнее прошлое и видеть ошибки, которые формируются не сразу, постепенно, ценой компромиссов с совестью. Но вспомним Даниила Андреева, написавшего философскую эпопею «Роза Мира», который не мог опубликовать свою книгу при жизни, веруя, что настанут времена, и люди поймут его и примут. Этого не случилось у Булгакова, несмотря на его гениальность, видимо уже в силу перепутанности его сознания, когда не важно кому служить, а главное сказать. Однако надо помнить, что автор, будь он писатель или режиссер, всегда несет ответственность за те образы, которые создает. Но все же есть надежда на покаяние.
Комментарий Игоря Клингера (в авторской редакции)


Количество читателей статьи:
"30.03.17 КЛУБ «ТРЕТИЙ ЛУЧ». ЛЮБОВЬ. МИСТИКА. ТВОРЧЕСТВО" Комментариев нет


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *