6LfsjyETAAAAAH9bfuTCBTVzZcKd258i1wMnY5LK

Движение
Третий Луч

+7 903 762 8810

+7 985 799 3300

КЛУБ «ТРЕТИЙ ЛУЧ»: «О НЕОБХОДИМОСТИ ПЛОТНОГО ОПЫТА В ВЫСОКОМ СЛУЖЕНИИ». ПО ИТОГАМ

В этот раз на нашей встрече в Клубе «Третий Луч» мы познакомились с выдающимся русским архитектором, одним из самых ярких и разносторонних представителей эпохи Просвещения XVIII века, князем Николаем Александровичем Львовым, последователем Андреа ди Пьетро да Падова (псевдоним: Андреа Палладио — архитектор эпохи Возрождения, венецианской школы). Николай Александрович Львов был разносторонне образован, прекрасно говорил, умел общаться и вести трудные переговоры, даже выполнял секретные дипломатические поручения Екатерины II за границей, прекрасный график, историк, ботаник и садовод, геолог, поэт, драматург, переводчик, музыкант. Близкий друг Гавриилы Романовича Державина. Эпоха Просвещения принесла новые изменения и в архитектурном стиле градостроительства. В 1798 г. Н.А. Львов опубликовал в собственном переводе на русский язык свою первую книгу трактата Палладио «Четыре книги Палладиевой архитектуры» с дополнением собственными рисунками и чертежами. Сопряженность русских мер длины, «русская сажень», выступает как основа пропорций церквей и храмов, в которой видны пропорции человеческого тела, что использовал и Леонардо да Винчи, почерпнув свои знания из трактатов дохристианского зодчего Витрувия. Он обосновал ряд практических правил строительного искусства и принципов художественного восприятия, а именно красоты и гармонии, как основы божественного восприятия Вселенной, воплощенной в архитектурном ландшафте. В результате трактат представляет собой энциклопедию технических знаний своего времени, которую позднее развил и дополнил Андреа Палладио в своих трактатах. Но и это еще не все. Львов дополняет перевод, рассматривая меры длины «русские сажени», которые образуют между собой пары, связанные отношениями темперированного музыкального звукоряда. Каждый такой интервал имеет название, в современном выражении, «малой секундой». Это позволяло иметь инструмент мер для тонкой архитектурной настройки точных звукорезонансных пропорций при возведении храмов, по аналогии с египетским «кубитом», мерой длины. Например, ландшафтное строительство Борисоглебского монастыря и акустическое звучание молитв при богослужении в церкви Климента. Позднее, Николай Александрович даже успел опубликовать две книги по отоплению, третью не завершил, скоропостижно скончался 3 января 1804 года, прожив всего 50 лет. Князь Николай Александрович Львов был служитель эгрегориальный и принадлежал к плеяде просветителей восемнадцатого века. Он водил дружбу с итальянским архитектором Джакомо Кваренги, художником Боровиковским, имел связи с высшей знатью при дворе Екатерины II. И после смерти императрицы он прекрасно себя ощущал при правлении Павла I, а потом и при Александре I, имел постоянные заказы на разработку проектов загородных усадебных имений от родовитых помещиков. Все время был востребован как архитектор, имел прекрасную семью, детей, постоянно занимался самообразованием. Очевидно, что как Сужитель он находился под ведением, и все его движения по карьерной лестнице обусловлены не случайно. Он прекрасно обустроил свою усадьбу в Никольском, под Торжком. По его проекту здесь построена Ротонда, Воскресенский храм, который, как и усадьба, сегодня терпит бедствие и нуждается в реставрации архитектурного шедевра. Но стоит различать эгрегориального Служителя и духовидца-водителя. Поскольку его задачей было просвещение и он свою задачу выполнил. Много можно перечислить из его заслуг перед отечеством и, не только, как архитектора, а как разносторонне талантливого человека: рисовальщика, изобретателя, разработчика принципов землебитного строительства (из подручного грунтового материала), устроителя отопления усадеб, сочинителя музыки, писателя и т.д. Но возникает вполне естественный вопрос, что случилось с ним, если все так было блестяще устроено, и почему он так рано ушел из жизни? Корни этого события нужно искать и в прошлом, и в настоящем. Почему-то князь Львов считал свою задачу не исполненной, то есть он не чувствовал ее реализованной. Возможно, это связано с представлениями Служителя эпохи Просвещения о том, что реализовать себя можно только оставив какую-то школу. Его перевод текстов «Четыре книги о архитектуре», Андреа Палладио, изданный в 1570 году он не считал своим собственным достижением. Николай Александрович был очень раним и болезненно переживал, когда кто-то присваивал себе его изыскания и разработки. Но не вступал в споры, просто пользовался христианским смирением. И до сего времени, по книгам Николая Александровича учатся студенты и преподаватели в вузах, и его книги пользуются основой любых архитектурных проектов не только в России, но и по всему миру.
Игорь Клингер


Количество читателей статьи:
"КЛУБ «ТРЕТИЙ ЛУЧ»: «О НЕОБХОДИМОСТИ ПЛОТНОГО ОПЫТА В ВЫСОКОМ СЛУЖЕНИИ». ПО ИТОГАМ" Комментариев нет


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *